По окончании «ремонтного сезона» Москва, не сбавляя темпа, начинает активно готовиться к холодам.
Зимой ключевыми объектами контроля со стороны города в том числе становятся тысячи километров столичных дорог, их содержание и своевременная уборка, которая во многом определяет комфорт передвижения по Москве в снежные месяцы. О том, какие объекты городской инфраструктуры дорожные службы подготовили к зимнему сезону, почему снегопады не застанут столицу врасплох и из-за чего москвичи стали реже жаловаться на дороги, в интервью РИА Недвижимость в преддверии Дня работника дорожного хозяйства рассказал руководитель ГБУ «Автомобильные дороги» Александр Орешкин.
— Александр Станиславович, сезон комплексного ремонта дорог в Москве завершен. Какие работы выполнили «Автомобильные дороги» за летний сезон и в каком объеме?
— В рамках дорожно-ремонтного сезона с апреля по настоящий момент мы обновили 19 миллионов квадратных метров дорожного полотна, всего 761 объект. Это, в частности, участки Кремлевского и Бульварного колец, проспект Мира, Ярославское шоссе, Ленинский, Рязанский проспекты, Волоколамское шоссе, отдельные участки ТТК и МКАД.
— Кто и как вообще определяет, какие дороги необходимо отремонтировать? Сколько в среднем служит московский асфальт?
— Гарантийный срок службы асфальтобетонного покрытия на столичных магистралях составляет три года. По истечении гарантийного срока «Автомобильные дороги» совместно с балансодержателями объекта и Объединением административно-технических инспекций Москвы обследуют его транспортно-эксплуатационное состояние. Если на полотне нет повреждений, состояние удовлетворительное, то дорогу мы не трогаем. Если результаты обследования показывают, что без обновления не обойтись, объект включают в соответствующий перечень на ремонт.
— Что влияет на срок эксплуатации асфальта в условиях мегаполиса?
— В первую очередь, конечно, интенсивность дорожного движения. Также значительно влияют погодные условия, особенно зимой. Тем не менее, как показывает практика, покрытие на многих объектах служит дольше гарантийных трех лет. Например, на Тверской и 1-й Тверской-Ямской улицах асфальт после замены прослужил около пяти лет. На МКАД нагрузка логичным образом больше, поэтому его участки и обновляют чаще.
— Какие асфальтобетонные смеси сейчас применяют в Москве?
— При укладке дорожных покрытий мы используем асфальтобетонные смеси с передовыми материалами, а именно: полимерно-битумные вяжущие, щебень породы габбро-диабаз и ряд других компонентов, которые повышают прочность асфальта в полтора раза по сравнению со смесью на основе гранитного щебня. Для установки бортового камня применяем изолоновые компенсаторы, с помощью которых заполняем торцевые швы между бортовыми камнями, тем самым увеличивая срок службы материала. Чем хороши компенсаторы – при жаре материал расширяется, а при холоде – сужается. За счет этого зазора борт не ведет.
— Москва закупает эти материалы или производит самостоятельно?
— Раньше город закупал и смеси, и литой асфальт у сторонних организаций – соответственно, контролировать полностью качество материала было невозможно. С 2010 года в течение пяти лет в Москве было построено 11 заводов по производству материалов, необходимых для ремонта дорог. На сегодняшний день город полностью использует мощности своих заводов, которых хватает для обеспечения потребностей столицы. Мы ни от кого не зависим, работаем исключительно по городской программе и заказу и обеспечиваем качество продукции за счет многоступенчатого контроля.
На сегодняшний день они производят весь необходимый материал – более 2 тысяч тонн смеси в час. Также на наших заводах делают и бортовой камень, и литой асфальт, и отдельными партиями – бетонную плитку.
— С какими основными трудностями сталкиваются «Автомобильные дороги» при ремонте магистралей в мегаполисе?
— Основная трудность – это, конечно, оживленный трафик. Транспортная загруженность – отличительная особенность Москвы. Поэтому дорожно-ремонтные работы на объектах столицы проводятся преимущественно в ночное время с частичным ограничением движения. Да, в какой-то момент приходится доставлять определенные неудобства водителям, но ремонтные работы городу необходимы.
Второе – это неправильно припаркованные машины, особенно на маленьких и узких улицах. Мы не вывозим их на платные стоянки, а просто перемещаем при необходимости. Это человеческий фактор, с которым тоже приходится считаться.
— По вашим наблюдениям, изменилось ли отношение москвичей к дорогам за последние годы с учетом их регулярного обновления?
— Чаще всего свое мнение о состоянии столичных дорог жители высказывают через городской портал «Наш город». Комментарии, как правило, связаны не с качеством проводимых работ, а с тем, что их производство временно осложняет жизнь москвичам.
В глобальном смысле жалоб стало меньше. Например, когда мы укладывали плитку в рамках программы благоустройства, было много недовольных, но уже сейчас жители думают, что она была там еще при царе. Все течет, все меняется, за последние 10 лет выросло и качество материалов, и качество самих работ. Москва превратилась в совершенно другой город, ее геометрия впервые за 70 лет изменилась в лучшую сторону. Столица более удобная, более приспособленная для жизни, не говоря уже о ее красоте.
— За счет чего дорожным службам Москвы удалось повысить качество ремонтных работ?
— Во-первых, у нас работают отличные специалисты. Со дня создания предприятия наш штат составляют россияне. Они не «временщики», и отношение к работе у них соответствующее. Наша кадровая текучка не превышает 10% в год – это, на мой взгляд, очень хороший показатель.
Во-вторых, мэр и правительство Москвы уделяют огромное внимание материально-техническому обеспечению нашей работы. В свое время было принято решение о переводе «Автомобильных дорог» исключительно на российскую специализированную технику. Сегодня 95% наших машин – отечественного производства. Мы не испытываем проблем ни с запчастями, ни с обеспечением.
В-третьих, мы грамотно планируем свою работу. Когда на одном объекте работает 3,5 тысячи единиц спецтехники, нужно тщательно продумывать логистику и организовывать рабочие процессы: какие переулки открыть, какие проезды закрыть, откуда заезжать самосвалам, куда проехать катку. Для организации этих процессов у нас есть высококлассные специалисты, которые уже не раз доказали эффективность своих решений. Вспомните, например, ремонт Тверской улицы, который занял всего 47 часов, или проекты по обновлению 1-й Тверской-Ямской улицы и Фрунзенской набережной.
— С окончанием летнего сезона коммунальные службы города начинают активно готовиться к зиме. Когда предприятие перейдет на зимний режим работы?
— Зимний сезон у дорожных и коммунальных служб, как правило, стартует 1 ноября. В течение лета техника проходит подготовительный осмотр, во время которого при необходимости проводится замена деталей, ремонт оборудования. Могу сказать, что к работе зимой мы уже полностью готовы. Противогололедные материалы (ПГМ) у нас есть, большая часть нашей техники – всесезонная, поэтому специалистам необходима всего пара часов, чтобы перевести машины с летнего режима на зимний. Основная задача – уборка и утилизация снега, а также обработка дорог и тротуаров ПГМ. Для этого будем использовать плужно-щеточную технику, распределители твердых и жидких ПГМ, снегопогрузчики, подметательно-уборочные машины, роторную технику, автогрейдеры, самосвалы, всевозможную многофункциональную технику. У «Автомобильных дорог» достаточно машин, чтобы справиться с последствиями любой погоды, в том числе с аномальными снегопадами.
— Два года назад «Автомобильные дороги» стали перебрасывать часть выпадающего снега на газоны вместо того, чтобы отвозить его на снегосплавные пункты. Эта практика прижилась в Москве? Планируется ли использовать технологию будущей зимой?
— Да, мы планируем вывозить меньше снега и перебрасывать больше чистого снега на широкие газоны с помощью роторов. Во-первых, это хорошо для самих газонных покрытий: чем выше снежный слой, тем больше им достается влаги, а значит, газоны лучше сохраняются. Во-вторых, снижается нагрузка на городские снегосплавные пункты.
Разумеется, эта технология применяется только на крупных магистралях с широкими газонами – например, на Можайском и Ленинградском шоссе. В центре города подобной практики нет.
— Как «Автомобильные дороги» будут отслеживать снегопады?
— У нас есть собственная метеослужба, благодаря которой мы можем заблаговременно подготовиться к самым сложным погодным явлениям. Синоптики «Автомобильных дорог» круглосуточно следят за погодой, анализируют данные и дают рекомендации коммунальным службам по содержанию дорог, тем самым помогая нам избегать критических ситуаций.
У нас, в частности, 39 автоматических дорожных станций и 45 метеовышек в разных частях города, а также новая уникальная станция – метеорадар. Он работает в оперативном режиме и передает данные в реальном времени каждые 10 минут. Также радар определяет тип атмосферного явления и вид осадков на расстоянии в 250 километров.
Такой комплексный подход позволяет нам точно определить количество единиц снегоуборочной техники, рабочих бригад и объем ПГМ для качественной и оперативной уборки Москвы.
— Как быстро специалисты предприятия обязаны очистить город от снега?
— В соответствии с регламентом после окончания снегопада механизированное подметание проезжей части и обработка ПГМ не должны превышать пяти часов для всех категорий дорог. При длительных и интенсивных снегопадах с приростом снега более 5 сантиметров и выше дороги прометаются после выпадения каждых 5 сантиметров, после полотно снова обрабатывается ПГМ.
На время уборки снега при этом влияет дорожный трафик и припаркованные автомобили. К сожалению, часто жители не прислушиваются к городским службам и выезжают на автомобилях в снегопад, тем самым затрудняя уборку.
— Планируется ли изменить состав ПГМ, которые применяются в Москве?
— Нет, они останутся прежними. Основной состав ПГМ включает в себя хлористый кальций и хлористый натрий – то есть всем известную поваренную соль и, как ни удивительно, пищевую добавку Е509. Комбинированные ПГМ, которые применяются для обработки пешеходных зон, наполовину состоят из мраморной крошки. Каждая партия материалов проходит обязательный контроль на соответствие химическим и экологическим стандартам. Все ПГМ хорошо себя зарекомендовали на протяжении многих лет и безопасны для человека и животных.
— Куда обращаться жителям, если у них возникнут замечания по уборке города?
— Свои обращения по содержанию дорог москвичи могут оставить на портале «Наш город», также есть телефоны горячих линий: районных управ, ГБУ «Жилищник», Единой справочной службы мэрии Москвы. В зависимости от содержания обращения «Автомобильные дороги» примут меры по устранению или локализации критических ситуаций на дорогах.
Также в последнее время пользователи социальных сетей оставляют комментарии и обращения на нашей странице «ВКонтакте». Наши специалисты их оперативно обрабатывают и при необходимости устраняют проблемы.
— В преддверии Дня работника дорожного хозяйства что пожелаете специалистам этой сферы?
— Безусловно, хочу подчеркнуть, что все, кто трудится в сфере дорожного хозяйства, вносят большой вклад в развитие дорожно-транспортной инфраструктуры города и комфортное передвижение жителей из одной точки мегаполиса в другую. Поздравляю всех причастных с профессиональным праздником и желаю успеха в нашем непростом деле.
Источник: РИА Новости