Герб Москвы

ГБУ города Москвы "Автомобильные дороги"
Департамент жилищно-коммунального
хозяйства города­ Москвы

Telegram icon Vkontakte icon

ГБУ «Автомобильные дороги»

Ведущая организация по комплексному обслуживанию
и содержанию автомобильных дорог в Москве. 

По велению погоды: зачем мегаполису собственная метеослужба

26.10.2023

Москвичи сверяются с прогнозом погоды, чтобы не ошибиться с выбором одежды и спланировать свое пребывание под открытым небом. А для городских служб, отвечающих за жизнеобеспечение столицы, данные синоптиков во многом определяют направление ежедневной работы.

Сайт «РИА Недвижимость» узнал, зачем мегаполису собственная метеослужба, чем прогноз общего пользования отличается от «коммунального» и как работа стройплощадок в Москве зависит от скорости ветра.

Процесс создания

Москва по праву считается одним из крупнейших мегаполисов мира и может похвастаться не только архитектурным, транспортным и культурным разнообразием, но и погодным. За счет масштабов города, интенсивности автомобильного движения и плотности застройки температура в разных районах Москвы может отличаться на 3-4 градуса, а осадки, обильно выпадающие, например, на севере столицы, до юга могут и не дойти.

«Москва – огромный мегаполис, с точки зрения микро- и мезоклимата наш город на семи холмах разнообразен до предела. Поэтому относиться к столице как некой точке на карте в плане погоды нельзя. Москва куда крупнее обычной точки, поэтому и метеорологических данных для принятия управленческих решений во всех аспектах ее жизнеобеспечения требуется больше», – говорит кандидат географических наук, начальник управления метеорологических разработок ГБУ «Автомобильные дороги» Галина Максимова.

По ее словам, собственной метеослужбы у столицы не было до 1998 года. Четверть века назад за сбор и передачу погодных данных отвечали три станции Росгидромета. Полученная на них информация использовалась преимущественно для составления прогнозов общего пользования. Ситуация изменилась, когда в течение года Москва пережила несколько аномальных погодных явлений, которые на тот момент было невозможно предсказать с необходимой точностью, отмечает Максимова.

«Не было необходимых физических аппаратов, гидродинамические модели были не такие качественные, как сегодня. В целом очень мало наблюдений проводили на территории города. Весной 1998 года Москва пережила аномальный снегопад, когда весь город встал, а летом – сильный ураган», – вспоминает она.

Чтобы исключить подобную незащищенность столицы в дальнейшем и обеспечить бесперебойную работу всех городских систем во время погодных аномалий, правительство Москвы приняло решение о создании собственной метеорологической службы. К работе она приступила в конце 1998 – начале 1999 года.

Основные задачи

Московская метеослужба работает в двух основных направлениях.

«Первый аспект – это мониторинг погоды, получение информации о том, что происходит на земле, в приземном слое атмосферы. Второй – это составление прогнозов, которые мы оперативно составляем и доносим по цепочке до уровня принятия решений в городе», – поясняет Максимова.

Данные о погоде специалисты метеослужбы получают в круглосуточном режиме с помощью метеостанций – комплексов датчиков, установленных в разных точках Москвы. Сейчас в городе работают 104 такие станции, в дальнейшем их количество планируют увеличить до 250-300.

«Датчики измеряют атмосферное давление, направление и скорость ветра, температуру и влажность воздуха, количество выпавших осадков, а еще – температуру дорожного покрытия и высоту свежевыпавшего снега. Кроме того, два года назад в Москве был установлен доплеровский метеорологический радиолокатор. Он позволяет в режиме реального времени с высоким разрешением на расстоянии до 250 километров определять тип осадков, их количество, скорость ветра, границы, направление и скорость смещения зон осадков, в том числе зон «ледяного дождя», – подчеркивает начальник управления метеорологических разработок.

Постоянно обновляющаяся информация о погоде позволяет специалистам метеослужбы составлять реальную картину происходящего в городе, на каждой столичной дороге и в каждом дворе. По словам Максимовой, это важно, чтобы своевременно организовать работу коммунальных служб, в частности дорожных.

«Чтобы приступить к уборке снега с дорог, улиц и магистралей, надо заранее знать, что непосредственно происходит на участке. Например, температура воздуха на оживленной трассе, может отличаться на 3-4 градуса от температуры в ближайшем к ней дворе, ведь из-за оживленного трафика поверхность асфальта нагревается активнее», – говорит она.

Собрав и верифицировав данные с датчиков, синоптики метеослужбы анализируют их и создают аналитические справки, отражающие погодные условия в городе, а также составляют прогнозы: на ближайшие три часа, 12 часов, сутки и последующие дни. Как отмечает Максимова, прогноз можно составить на срок до 10-15 суток, однако он должен уточняться ежедневно, чтобы поддержать его высокую успешность для качественного принятия решения в каждой конкретной сфере деятельности.

Применение на практике

Информацию о фактической или прогнозируемой погоде в Москве специалисты метеослужбы передают городским службам, которые используют ее не только для составления графика уборки улиц.

«Специальные прогнозы составляются к началу отопительного сезона, чтобы понимать, когда он начнется. В этом году, например, мы очень вовремя дали тепло, горожане встретили понижение температуры уже в теплых квартирах», – рассказывает Максимова.

Данные от московских синоптиков во многом определяют процесс работы на стройплощадках города. Например, поясняет Максимова, высотные краны не рекомендуется задействовать, если скорость ветра достигает 12 метров в секунду – это опасно. В таком случае метеослужба отправляет предупреждение на строительные участки, чтобы там своевременно свернули высотные работы.

В целом, за последние 30 лет климатические показатели, характерные для Москвы, изменились, рассказывает Максимова. В частности, суммарный объем осадков, выпадающих за месяц: летом их стало больше, а осенью и весной – меньше.

«Всегда животрепещущий вопрос – это начало отопительного сезона. Раньше мы вступали в него, как правило, 26-27 сентября, а в этом году – в начале октября, разница составила две недели», – заключает она.

Источник: РИА Недвижимость